ВОПРОСЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

НУЖНО ЛИ ПЕДАГОГУ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАНИЕ? 

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап
– установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор темы и цели работы, исходя из научно-методической темы ДОУ; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап
– обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.
3 этап
– практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап
– теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, пед.советах, пед. часах и другие коллективные формы работы.
5 этап
– итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога.
Большое значение в организации работы по самообразованию имеет методический кабинет ДОУ. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических объединений и хранятся в методическом кабинете ДОУ.

Советы по организации самообразования педагога. 

Комментариев нет: