ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ

Вопрос
По каким критериям следует оценивать портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения?
Ответ
Для оценивания портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) могут быть предложены следующие критерии:
полнота информации о деятельности педагога;
логичность содержания материалов;
логичность структурирования материалов;
транслируемость;
правильность оформления материалов;
наличие авторских находок;
развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
сформированность умения решать задачи;
сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать мысли и др.);
сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
Следует отметить, что данный перечень критериев примерный и может быть дополнен решением инициативно-творческой группой педагогов в каждом конкретном ДОУ.

Портфолио педагога детского садаПортфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Существуют разные виды портфолио.
1. Аттестационный портфолиоВ период подготовки к аттестации на 1, 2 или высшую квалификационную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.
Рекомендации по работе с портфолио
  1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.
  1. Каждый отдельный материал должен датироваться
  1. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Разделы
Рубрики
Содержание
Портрет
Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя, отчество, год рождения
Презентации
Автобиография;
Резюме;
Эссе «Моя педагогическая философия»
Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога)
1. Образование: ВУЗ (копии документов)
2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность)
3. Повышение квалификации - учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)
  1. Наличие учёных и почётных званий и степеней.
Аттестация
Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат
Коллектор
Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым:
- образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- используемых образовательных технологий;
- средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- тематические подборки литературы;
Списки прочитанных за год книг с аннотациями.
Рабочие материалы
Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога
Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;
Конспекту (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.
Участие в методической работе ДОУ (организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.)
Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.);
Аудиовидеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.
Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;
Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.
Работа в методическом объединении, сотрудничество с ГМЦ, вузами и другими учреждениями
Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества
Участие в конференциях и семинарах
Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия;
Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.
Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ
Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.
Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.
Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.
Другие документы.
Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)
Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях
Копии дипломов различных конкурсов
Подготовка воспитанников к участию в конкурсах
Победители конкурсов, соревнований и др. Копии дипломов, грамот, полученных детьми.
Отзывы
Отзывы детей, коллег, родителей и др.
Диагностика
Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
Вариативная часть
Документы по усмотрению аттестуемого

2. Педагогический портфельИнтересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его - сформировать банк данных о нём.
Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал
Разделы
Содержание
Визитная карточка
Информация о педагоге
Повышение уровня педагогической квалификации
Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.
Диагностика профессионального мастерства педагога
Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников
Педагогическая копилка
Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудиои видеоматериалы, фотографии
Показатели в работе
Награды, поощрения, сертификаты
Отзывы
Заключения, рецензии, резюме

Материал взят из книги «Портфолио в ДОУ»(Кочкина Н.А., Чернышева А.Н.) 

и еще немного о портфолио читать здесь

Содержание портфолио смотрите здесь

примеры оформления портфолио   здесь, здесь

Комментариев нет: